И.Плящ " ЛЕПНОЕ ДЕЛО: ЛЕПНЫЕ РАБОТЫ, ЛЕПНИНА, МАТЕРИАЛЫ. " Краткий словарь-справочник. ИЛЛЮСТРАЦИИ к-2."Трансформации"  

I. Вероятно, культурологическому сообществу имеет смысл разработать целевую программу по сбору, оценке и хранению оригинальных исторических и современных лепных прототипов, образцов, аналогов и т.п. Возможно, это должен быть специализированный музей, банк рельефов или некий голографический литофонд. В любом случае, "хранение" реальных лепных изделий на стенах и потолках памятников архитектуры, чем сейчас и занимаются соответствующие ведомства и организации, - не выход: по-прежнему большое количество модельных исторических произведений, не получивших "артикул" ценностей, по разным причинам искажается, упрощается, разрушается или почти находится in articulo mortis (в состоянии смерти). (И.П.)

II. Как правило, КОМПАУНД = ОСНОВА + КАТАЛИЗАТОР. При необходимости срочно сделать компаундную массу более жидкой, во время формовки в основу можно добавить небольшое количество машинного масла или растворителя, например, бензина. Следует однако учесть, что после испарения растворителя готовая форма уменьшится пропорционально добавленному, а масло приведёт к тому, что поверхность формы будет в процессе усадки "потеть" маслянистыми микрокапельками. (И.П.)

III. НАРОСТЫ. В данном случае - мелкие крупинки ("бородавки") на гипсовой поверхности отливка ши-цза - следствие пузырьков воздуха, которые образовались в формовочной массе при плавлении. Чтобы сводить их количество к минимуму, непосредственно перед горячей формовкой металлическую модель следует нагревать до 180-200 град. - выше температуры расплава формопласта. (И.П.)

IV. ТРАНСФОРМАЦИЯ - изгибание формы с целью изменения пласти или боковых поверхностей отливка. Коричневая зона - выгиб матрицы на жёстком упоре. Трансформация применяется для толстостенных безкожуховых форм при необходимости создать изогнутый отливок. Упором может служить и непосредственно будущая установочная поверхность, например, ствол колонны.(И.П.)

V. ДЕФОРМАЦИЯ БОКОВАЯ. При боковой трансформации следует учитывать толщину стенок формы и радиус искривления. Чем меньше радиус, тем ощутимее такая деформация - искажения первого и последнего раппортов погонажного изделия. До определённого момента искажения можно устранить, сделав тоньше стенку формы, прижимаемую к упору меньшего (внутреннего) радиуса.(И.П.)

VI. АРХИВОЛЬТ НАБОРНЫЙ и розетта. При существенной деформации раппорты на окончаниях погонажного изделия отрезаются, производится разгонка и подгонка торцов отдельных сегментов друг к другу. Когда изготавливается сектор розетты, эффект сжимающих боковых упоров может быть усилен растяжением противоположной от них стороны формы.(И.П.)

VII. ФУСТЫ, обвитые порезками. Трансформацию отливка можно вести одновременно с его окончательным крепежом к установочной поверхности, т.е., залив форму гипсом, прижать к посадочному месту и не снимать до окончания схватывания.(И.П.)>>>

VIII.ЛЕПНОЙ ИЗГИБ из жёстких материалов. Три способа изготовления:
<<<1. Трансформация (выгибание формы).
2. Надламывание (при необходимости на тыльной стороне изделия делаются тонкие пропилы).>>>
3. Набор подточенными фрагментами, раппортами или их частями. (на илл.)
(И.П.)

IX. БУСЫ ЛЕПНЫЕ могут быть в монолите с другим рельефом, существовать самостоятельно в виде длинной многосегментной полосы или небольших отрезков. Одно-двухзвенные элементы позволяют набирать дуги достаточно малых радиусов без подламывания. Чтобы обеспечить заданную проектом изогнутую линию, либо плотный прижим к плоскости при установке по изгибам фона, в протяжённых порезках аккуратно надламываются тонкие места. Как уже говорилось (См.II.), такие изделия предварительно армируются нитью.
<<<(И.П.)

© И.Плящ "Лепное дело", I.Pliasch "Gypsum Modelling", Санкт-Петербург, 17 янв. 2008

см.> Содержание <cм.
<Словарь терминов "А - Я"> <Список иллюстраций> <Вместо предисловия> <О научно-проектной документации: РНИП 1.02.01.-94> <Установка гипсового декора> <коллаж1> <к3.Инструменты> <к4.Порезки и фризы> <к5.Раковины и уголки> <к6.Шишки, модульоны, кронштейны> <к7.Замки и абуты> <к8.Меандры, завитки, волюты> <к9.Розетты и розетки> <к10.Порезки> <к11.Антропо и Зоо> <к12.Материалы-1> <к13.Мулюра> <к14.Лепнина фасадная> <к15.Monogramme> <к16.Босселяж и моденатура> <к16.Реставрационные фрагменты> <к18.Формовка: изготовление кускового кожуха> <к19.Установка: меандр с раскреповкой> <к20.Фрагменты экстерьера> <к21.-к40.>>> <Продолжение>>> >
<Список иллюстраций>


Сайт создан в системе uCoz