" ЛЕПНИНА, ЛЕПНЫЕ РАБОТЫ, МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ." И. Плящ. Иллюстрации. к7. Замки, абуты.  

I. ГОРЕЛЬЕФНЫЙ ЭЛЕМЕНТ
- в таких розетках диаметр пласти (посадочной стороны) значительно меньше общего диаметра изделия - в профиль они иногда похожи на шляпку гриба с опущенными краями <илл.IX>, с лицевой стороны, как правило, имеют зубчатый внешний абут, образованный окончаниями листьев-лепестков. При воссоздании, копировании таких моделей обычно используется двустворчатая форма (см.VII) или форма с разрезами. Иногда пластевая створка делается составной. (И.П.)>>>

II. АБУТ внутренний, ЗАМОК рельефа
- линия, площадки пристыковки отдельных частей друг к другу.Во время установки воссозданных розеток нередко приходится сталкиваться со старыми - "примертвевшими" - потолочными крюками для люстр, вытаскивать которые по каким-либо причинам нецелесообразно. Если их несколько, то имеет смысл не распиливать каждое лепное изделие, а изначально отмоделировать, отформовать, а затем и отливать по частям-половинам. (И.П.)

III. РАППОРТЫ
порезки или розетты, из которых будет собрано окончательное изделие для формовки, моделируются исходя из того, что линия разъёма (стыковый абут, замок рельефа) должна проходить по менее сложным очертаниям, наиболее простым и малозаметным местам рельефа (по желобкам, впадинам, границам геометрических элементов или отдельных фигур, фрагментов композиции).
При штучном изготовлении недочётами на стыках можно пренебречь, при многометровом погонаже маленькая нестыковка перерастает в большую проблему. (И.П.)

IV. ЗУБЧАТКА,
мелковолнистый ажурный абут (на снимке - нижнее горизонтальное окончание фриза). При планировании работ следует учесть, что заправка стыка зубчатки с плоскостью и доработка в несколько раз более трудоёмка, чем обычная отмазка по прямой. Заполнение таких швов эффективнее вести долготвердеющим густым раствором с помощью полужёсткой небольшой кисти. Кончик кисти должен проникать между мелких зубцов, заталкивая раствор в оставшиеся после установки щели. После заправки следует стандартная размывка рельефа. (И.П.)

V. ОБЛОМЫ
Зубчатая или волнистая поверхность тяг, острые грани, создающие в законченном изделии плавные или резкие светотеневые переходы, формируются стандартным вытягиванием. В профиле с небольшими поднутрениями возле пласти (в качестве примера - коричневая деталь на снимке) протяжка верхних слоёв проводится медленно твердеющими массами, либо достаточно быстро, иначе расширяющийся гипс будет расклинивать оковку, тормозить движение шаблона. Если требуется изготовить цельное кольцо или овал, то для беспрепятственного выхода поднутряющих концов оковки следует оставлять в тяге вертикальные боковые пазы, или предварительно сформировать по контуру вспомогательную тягу, эластичную подложку либо иной ограничитель. (И.П.)

VI. ЗАМОК РЕЛЬЕФА
- две поверхности (рельеф и контррельеф по отношению друг к другу). Абут - линия, окончание, граница, контур, очертание, абрис, всего изделия или одной из его сторон. Замок, в отличие от абута, - исключительно стыковая, технологическая площадка. Поверхности замка предполагают наличие собственного конструктивного рельефа, не имеющего отношения к внешнему виду декоративного изделия. Главная задача лепного замка - упростить, а следовательно, и ускорить процесс установки и отмазки лепных изделий. Аналогично замку формы, (см.VII.) замки рельефа могут иметь специальные выступы, "головки", валики и - зеркально им - уступы, лунки, желобки и т.д. (И.П.)

VII. ЗАМОК ФОРМЫ
- соприкасающиеся рельефные поверхности составных частей формы или кожуха и удерживающие эти части от боковых смещений относительно друг друга. На снимке - двустворчатая составная форма с простейшими лунками ( I ) на пластевой створке и "головками" ( 2 ) на лицевой раковине. Вертикальные замковые рельефы делаются глубже, чем горизонтальные - при большом весе боковые куски достаточно хорошо удерживаются на нижней подложке за счёт собственного веса. (И.П.)

VIII. ЛЕПНОЙ ЗАМОК
- центральная накладная деталь для архивольта из тяг и порезок. В зависимости от проекта, замок может выполняться в виде вставки или врезки. В этом случае рельеф детали моделируется на небольшом отрезке будущего обрамления, либо на отдельном декоративном замковом камне, с которым он в конечной отливке будет составлять монолит. (И.П.)

IX. ЗАМКОВЫЙ КАМЕНЬ - КАРТУШ.
Если под такими лепными элементами в проекте не предусмотрен небольшой плинт или иная декоративная выступающая над обрамлением площадка, то стыки с дугами арочного карниза имеет смысл прикрывать тонкими ободками-листелями, слегка выступающими из массива детали слева и справа (см. на снимке). Моделируются они на изделии перед окончательной формовкой. (И.П.)

© И.Плящ "Лепное дело", I.Pliasch "Gypsum Modelling", Санкт-Петербург, 27 янв. 2008

см.> Содержание <cм.
<Список иллюстраций> <Словарь терминов "А - Я"> <Вместо предисловия><О научно-проектной документации: РНИП 1.02.01.-94> <Установка гипсового декора> < коллаж1> <к2.Трансформации> <к3.Инструменты> <к4.Порезки и фризы> <к5.Раковины и уголки> <к6.Шишки, модульоны, кронштейны> <к8.Меандры, завитки, волюты> <к9.Розетты и розетки> <к10.Порезки> <к11.Антропо и Зоо> <к12.Материалы-1> <к13.Мулюра> <к14.Лепнина фасадная> <к15.Monogramme> <к16.Босселяж и моденатура> <к17.Реставрационные фрагменты.> <к18.Формовка: изготовление кускового кожуха> <к19.Установка: меандр с раскреповкой> <к20.Фрагменты экстерьера> <к21.- к40.>>> <Продолжение>>> >
<Список иллюстраций>

Сайт создан в системе uCoz